Актуальность опыта
Вопрос орфографической грамотности учащихся и сегодня остается актуальным в преподавании русского языка в современной школе. В концепции учебного предмета «Русский язык» отмечено: «Одна из важнейших целей современного общего среднего образования – формирование культурной личности. Она должна реализовываться средствами всех учебных предметов, в том числе и средствами русского языка» [3, с. 2]. Задача современного учителя заключается в том, чтобы учащиеся овладели навыками грамотной письменной и устной речи. Учащиеся не всегда могут обобщить, сравнить, сделать выводы, применить полученные знания на практике. Всё это заставляет искать эффективные методы и приемы активизации образовательного процесса.
Каждый учитель в процессе своей работы сталкивается с проблемой усвоения учащимися учебного материала. Как организовать свою работу, чтобы помочь детям облегчить восприятие теоретического материала, способствовать его запоминанию, умению размышлять, сопоставлять и применять в письменной и устной речи? Что нужно сделать, чтобы интерес к предмету не угасал? Как добиться того, чтобы учащиеся овладели правилами орфографии и, как результат, письмо стало бы грамотным? Для решения этих проблем у меня возникла потребность в поиске и выборе новых активных методов и приёмов обучения на уроке. В своей практике я стала использовать алгоритмы, так как считаю, что этот эффективный приём позволяет сделать урок запоминающимся, активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся, способствует последовательному усвоению материала, тем самым мотивируя учащихся к процессу обучения, что способствует развитию орфографической грамотности. Это и обусловило выбор темы моего опыта.
Цель опыта:
Развитие орфографической грамотности посредством использования алгоритмов на уроках русского языка на II ступени общего среднего образования.
Задачи опыта:
1. Систематизировать алгоритмы, применяемые учащимися на разных этапах урока при изучении орфографии.
2. Предоставить учащимся порядок их использования при решении орфографических задач.
3. Организовать мониторинг результативности применения алгоритмов при изучении орфографии.
Длительность работы над опытом
Работа над данной темой ведется систематически с 2015 года в несколько этапов:
- первый - организационный этап (2015/2016 учебный год) – подбор и систематизация алгоритмов;
- второй этап - деятельностный (2016/2017 учебный год) - апробация применения алгоритмов на разных этапах урока;
- третий этап - рефлексивно-обобщающий (2017/2018 учебный год) - оформление наработанных материалов и анализ результатов диагностики развития орфографической грамотности учащихся.
Ведущая идея опыта: систематизация и внедрение в образовательный процесс алгоритмов способствует развитию орфографической грамотности, помогает в решении орфографических задач, стоящих перед учащимися на II ступени общего среднего образования.
Технология описания опыта
В основу опыта моей работы положены идеи Л.А. Венгера, П.Я. Гальперина, В.П. Малащенко.
Изучив методическую литературу, я пришла к выводу, что эффективность применения алгоритмов зависит «от условий применения того или иного правила и оказывают существенную помощь в освоении орфографии» [1, с. 7]. Имеется разная классификация алгоритмов по определённым особенностям и различным наименованиям. В зависимости от поставленной цели или задачи я использую алгоритмы с ветвлением или линейные алгоритмы. Алгоритмы в своей практике я использую на различных этапах урока, причём, как готовый, так и коллективно созданный продукт. Строгое выполнение последовательности действия при решении орфографической задачи, определенное количество шагов приводит учащихся к решению поставленной задачи. П.Я Гальперин в своих работах подчёркивал, что для формирования умственных действий необходима строгая последовательность отработки этапов и на каждом из них - свойств действия: мотивация – способ действия – подкрепление наглядностью – внешние речевые действия – действия в уме – навык [1].
Работу по применению алгоритмов я начала в 5 классе. При введении понятия «алгоритм» я объясняю учащимся, что с алгоритмами мы сталкивается в повседневной жизни: открыть дверь ключом, приготовить бутерброд (то есть необходимость выполнения последовательных действий для достижения результата). Тем не менее понимание учащихся о возможностях алгоритма приходит не сразу. Поэтому необходимо проведение целенаправленной работы. Вот некоторые мои приёмы использования алгоритмов на различных этапах урока:
Организационно-мотивационный этап
Для привлечения учащихся к сообщению темы и цели урока я продумываю занятие таким образом, чтобы подвести учащихся к самостоятельному формулированию данного этапа урока, поскольку «алгоритмизация в обучении орфографии – это система применения правила в практике письма, которая закладывает фундамент творческого мышления» [5]. На уроке в 5 классе при изучении темы «Правописание корней с чередующимися гласными о - а - гор-//-гар-; -клон-//-клан-; -зор-//-зар-» я прошу учащихся вставить пропущенные буквы в слова: усп_ваемость, зас_риться, опл_тить, заг_рать, заг_р, покл_ниться, кл_няться. Учащиеся вставляют буквы и объясняют написание слов с безударной гласной в корне по уже известному им алгоритму (приложение 1), но не смогли объяснить, какую гласную надо писать в корнях слов: загорать, загар и поклониться, кланяться. Учащиеся подбирали проверочные слова с ударным гласным в корне слова: загар, кланяться, наклон. Однако такая проверка приводит к ошибкам, и действия по уже известному им алгоритму не помогают. После того, как учащиеся обнаружили орфографическую проблему, я прошу их выполнить поэтапно действия со словами, в которых уже вставлены пропущенные буквы (выделите корень в словах - поставьте ударение - подчеркните гласную - ответьте на наводящие вопросы: от чего зависит написание гласной в корне слова? Что же мы должны узнать и чему научиться во время урока?) и после чего сделать выводы, которые будут являться формулировкой темы и цели урока. Мною, при необходимости, обобщаются и корректируются ответы учащихся. В результате чего появляется часть алгоритма, который далее заполняется во время урока (приложение 1.1).
Этап изучения новых знаний и способов деятельности
При подготовке к уроку я анализирую и продумываю, как органично перейти от одного этапа к другому в организации процесса обучения. Каждый последующий этап должен вытекать из предыдущего, быть его логическим продолжением, причём смена этапов должна быть незаметной для учащихся.
На этапе изучения новых знаний и способов деятельности я организую работу таким образом, чтобы у учащихся развивалась способность самостоятельно извлекать нужную информацию любой сложности, что приведёт их к созданию необходимого алгоритма при изучении новой темы.
Так, на уроке в 5 классе при изучении темы «Правописание корней с чередующимися гласными о-а» организую путешествие в страну Чередования: на одном уроке учащиеся посещают город Ударения, на другом – Согласных, затем – Суффикса -А-. Во время проверки домашнего задания использую проблемную ситуацию. На прошедшем уроке изучалось правописание о-а в корнях -гор-//-гар-; -клон-//-клан-; -зор-//-зар-, и учащиеся «прогуливались» по городу Ударения. Теперь необходимо изучить правописание корня -раст-//-ращ-//-рос-. По уже известному алгоритму, составленному на прошлом уроке, учащимся необходимо привести примеры слов, обозначив в них орфограмму. Однако учащиеся столкнулись с проблемой в написании корня в слове «вырасту» из предложения, записанного на доске: Когда я выр_сту, я буду … Как правильно написать выделенное слово? Можно ли проверить гласную ударением? Учащиеся применяют известный алгоритм: выращивать, подрос (приложение 1.1), который не помогает решить орфографическую задачу. Посмотрев на карту страны Чередования, учащиеся определяют, что сегодня отправятся в город Согласных. После обнаружения учащимися проблемы, организовываю их работу по учебнику или подобранным упражнениям с целью наблюдения за новой языковой закономерностью. Далее с учащимися составляем алгоритм, каждое действие которого фиксируется на доске. Стараюсь сделать так, чтобы по алгоритму рассуждали все учащиеся: организовываю работу в парах или коллективное хоровое проговаривание, что уместно для небольшой наполняемости класса.
АЛГОРИТМ «Правописание корней с чередующимися гласными о-а»
1. Выделяю корень в слове
-раст-//-ращ-//-рос-
2. Определяю, на какие согласные оканчивается корень
СТ, Щ С
Пишу А Пишу О Исключения: Ростов, Ростислав, отрАсль, рОсток, рОстовщик.
Этап первичной проверки понимания изученного
На этапе первичной проверки понимания изученного предлагаю учащимся выполнить несколько упражнений для проверки работы алгоритма.
С целью содействия формированию усвоения учащимися новых знаний и умений решать орфографические задачи при помощи алгоритма, учащиеся выполняют несколько заданий с разной степенью сложности или с творческим содержанием. Так, на уроке в 7 классе при изучении темы «Правописание н и нн в суффиксах полных причастий и отглагольных прилагательных», пользуясь алгоритмом «Задай четыре вопроса», учащимся необходимо вставить пропущенные буквы в слова, после чего следует усложненное задание: образовать от глаголов страдательные причастия прошедшего времени или задание творческого уровня: десять причастий должно «убежать» к прилагательным, другие десять отглагольных прилагательных надо «вернуть» в причастие (учащиеся должны добавить приставки, зависимые слова) (приложение 1.2).
А на уроке в 5 классе при изучении темы «Буквы з и с на конце приставок» после составления алгоритма учащимся предлагаю несколько заданий с творческим содержанием (приложение 1.3).
Этап закрепления изученного материала
Также активно я применяю алгоритмы на данном этапе. Чтобы урок был продуктивным, а обучение – эффективным, на данном этапе в своей практике использую приёмы, построенные по принципу опоры на алгоритм. В 6 классе при изучении темы «Не с именами прилагательными» предлагаю выполнить диктант с условными обозначениями. Под диктовку учителя определённого набора слов класс отмечает условными обозначениями правильный вариант ответа. Я предлагаю вместо условия написания правила цифру, обозначенную на алгоритме, а вместо слова – слитное (С) или раздельное (Р) написание слова (приложение 1.4). А в 5 классе по теме «Правописание ы, и после приставок на согласный» применяю приём «Недостающее звено», в котором учащимся необходимо восстановить недостающие звенья алгоритма:
АЛГОРИТМ «Правописание и, ы после приставок на согласный»
- Выделить приставку в слове
- Определить, какой по происхождению она является
Русская Иноязычная
Остальные Написать…
… приставки
Написать Написать
… …
ЗАПОМНИТЬ: ...
Также учащимся предлагаю приём «Продолжи алгоритм», когда даны только первые «шаги» последовательности действий, а учащиеся должны привести их к логическому завершению (приложение 1.5). При объяснении орфограммы учащиеся используют приём «ПОПС», который учит правильно формулировать мысль.
Этап обобщения и систематизации знаний
На этом этапе считаю эффективным применение обобщённых алгоритмов. Они составляются по мере изучения учебного материала совместно с учащимися. В качестве примера приведу алгоритм, который я использую на своём уроке при изучении темы «Правописание о, ё после шипящих в разных частях слова разных частей речи»:
Этап контроля и самоконтроля
На этапе контроля и самоконтроля учащиеся должны распознавать орфограммы без всех операций алгоритма, что позволяет определить степень усвоения орфографического правила и уровень овладения умениями и навыками. Здесь я использую приёмы «Исследуй текст», «Найди ошибку», которые активизируют учащихся к самостоятельной мыслительной деятельности, так как в небольшом по объёму тексте учащийся должен обнаружить как можно больше орфографических ошибок, связанных с темой урока. После чего осуществляется самопроверка или взаимопроверка по ключу, что позволяет отследить пробелы в знаниях учащихся. Также уместным и целесообразным считаю применение на данном этапе урока задания в форме тестовой работы.
Этап информации о домашнем задании
Этап информации о домашнем задании также должен предполагать закрепление знаний и формирование навыков грамотного письма. Наряду с письменным заданием выполнить упражнение, я предлагаю сильным учащимся опережающее задание: познакомить учащихся с новым правилом, составив алгоритм - инструкцию по его применению.
Результативность опыта
На протяжении трех лет я отслеживала результативность своего опыта, в ходе которого наблюдала за динамикой развития орфографической грамотности учащихся класса, в котором на уроках системно использовала алгоритмы при изучении орфографии (приложение 3). В процессе своей работы я пришла к выводу, что применение алгоритмов учит логике рассуждений, облегчают процесс запоминания нового материала и его применения, у учащихся совершенствуется письменная и устная речь, повысилась орфографическая грамотность, значительно снизилось количество орфографических ошибок, учащиеся распознают орфограммы и осознанно применяют правила, имеются устойчивые навыки правописания и, как результат, рост качества знаний (приложение 3.1). Применение алгоритмов помогает сэкономить время урока и структурировать полученные новые сведения, добиться высокой познавательной активности учащихся, развивать творческие способности, мотивировать каждого учащегося на участие в уроке.
Поэтому я считаю целесообразным и эффективным применение алгоритмов наряду с другими приёмами обучения орфографии. Планирую продолжить работу по теме данного опыта, пополняя уже существующую методическую копилку по орфографии и разрабатывая алгоритмы при изучении синтаксиса и пунктуации.
Данный опыт представлялся на заседании школьного учебно-методического объединения учителей гуманитарных дисциплин, районного учебно-методического объединения учителей русского языка и литературы. Считаю, что он может быть полезен учителям при разработке уроков по орфографии.
Заключение
Учащиеся вместе со мной получили возможность собрать в единое целое изученный материал в общем виде, применить его затем на экзамене и при подготовке к централизованному тестированию. Я вижу, как учащиеся легко запоминают правила и орфограммы, умеют безошибочно писать слова, пополняют ряды грамотных людей, и понимаю, что наша совместная работа над повышением орфографической грамотности сделает их успешными в жизни.
Список использованных источников
1. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка/П.Я. Гальперин. - М.: издательство Московского университета, 1985. – С.45.
2. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии: пособ. Для учителей/ Н.И. Запрудский. – Мн., 2003. – 288 с. – (Мастерская учителя).
3. Концепция учебного предмета «Русский язык».
4. Наврось, М.Я. Работа с алгоритмами при обучении орфографии/М.Я. Наврось//Русский язык и литература. – 2005. -№1, №6.
5. Семёнова, Т.В. Роль алгоритма в развитии орфографической зоркости/Т.В. Семёнова//Русский язык и литература. – 2010. -№10.