1. Информационный блок
1.1. Тема опыта
Использование современных интернет-ресурсов для изучения лексики немецкого языка в начальных классах.
1.2. Актуальность опыта
Важнейшим признаком современного общества выступает быстрое развитие компьютерных информационных технологий. Интернет выступает новой повседневной реальностью и областью жизни и деятельности очень большого количества людей, что и приводит к внедрению Интернета в учебный процесс, который включает в себя и процесс обучения иностранным языкам.
В 2021 году остро стоит вопрос о необходимости применения интернет-ресурсов в школе: применение новых технических средств, использование новейших форм и методов в преподавании иностранных языков, применение современного подхода к процессу обучения.
Основная цель обучения иностранным языкам (в том числе и немецкому языку) состоит в:
- процессе формирования и развития коммуникативной культуры,
- практическом владении немецким языком.
Актуальность темы опыта определяется тем, что использование современных интернет-ресурсов для изучения лексики немецкого языка приобретает большое значение в современной ситуации в мире.
1.3. Ведущая педагогическая идея опыта: использование современных интернет-ресурсов для изучения лексики немецкого языка выступает необходимым условием для развития интеллектуальной, творчески одаренной, нравственной личности, способной к общению в любой культурной и языковой среде.
1.4. Целью педагогического опыта является систематизация имеющегося опыта использования интернет-ресурсов в профессиональной деятельности учителя немецкого языка, которая позволяет наиболее эффективно раскрыть возможности современных интернет-ресурсов.
1.5. При этом решаются следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия «интернет-ресурс»;
- выявить степень изученности данного вопроса в научной и методической литературе;
- определить наиболее эффективные методы, приемы и технологии для изучения лексики немецкого языка.
1.6. Продолжительность работы над опытом
Вся работа по данному опыту проходила в несколько этапов:
На первом этапе (2018/2019 учебный год) мной была изучена методическая литература, передовой опыт учителей по интересующей теме.
На следующем этапе (2019/2020 учебный год) мной начато применение эффективных методов и приемов работы на уроках немецкого языка.
На третьем этапе (2020/2021 учебный год) были проанализированы достигнутые результаты за данный период работы.
2. Описание технологии опыта
Лексика – основной момент в обучении иностранному языку. Главной целью работы над лексикой немецкого языка в начальных классах выступает формирование словаря учащихся, который нужен для навыков простого общения в учебной и обиходно-бытовой среде; словарь обеспечивает лексическое наполнение для дальнейшего усвоения грамматического материала, следовательно, без овладения словарным запасом отсутствует понимание речи окружающих и присутствует неспособность выражения собственных мыслей [7].
Выделяют два способа введения лексики:
1. К беспереводным приемам относятся:
- наглядность.
- определение или дефиниция (описание значения слова уже известными словами иностранного языка), например, der Speiseraum – ein Raum in der Schule, wo wir essen (können).
- перечисление z. B. Schulsachen – Schulbücher, Hefte, Kugelschreiber.
- семантизация с помощью синонимов и антонимов. Например, satt – hungrig, dünn – dick, dumm – klug.
- определение значения слова на основе его внутренней формы, т.е. языковой догадке z. B. Der Herr – herrschen, die Hilfe – helfen, der Arbeiter – arbeiten. Сюда же входят сложные слова.
2. К переводным примерам относятся:
- перевод слова на родной язык. В том числе самостоятельное ознакомление (поиск с помощью интернет-словарей).
- перевод – толкование. Это когда даются сведения, комментарии, раскрывающие значение слова, либо сведения о совпадения и несовпадении значений. Данный прием используется также широко в лингвострановедческих источниках и комментариях.
- введение слов в контексте. Контекст помогает однозначно раскрыть значение слов и обеспечить его восприятие в сочетании с другими словами [8].
Эффективность обучения немецкому языку в младших классах зависит от подхода к выбору словарного материала, его презентации и закрепления, использования интернет-ресурсов.
Применение интернет-ресурсов на уроках немецкого языка способствует повышению познавательной активности и мотивации учеников начальных классов, обеспечивает реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении, гарантирует интенсификацию процесса обучения и направляет учеников к самостоятельной учебной деятельности.
Ученики начальных классов должны приобрести навык в варьировании и комбинировании изученного языкового материал в речи с целью решения каких-либо коммуникативных задач в стандартных ситуациях общения.
Уровень сформированности коммуникативной компетенции у учеников младших классов в говорении зависит от качества овладения его лексической и грамматической сторонами: манипуляции с языковым материалом, которые приводят к формированию навыков и умений, начиная с легчайших умений и навыков до формирования прочных автоматизмов и сложных навыков говорения. Важным путем увеличения уровня продуктивного овладения немецким языком выступает применение на уроках интернет-ресурсов.
Возможности применения интернет-ресурсов практически безграничны. Интернет-ресурсы – доступ к получению любой нужной учащимся и учителям информации, которая располагается в любой точке мира: новости, страноведческий материал, зарубежная литература.
При проведении уроков немецкого языкам интернет-ресурсы оказывают помощь в решении большого количества дидактических задач: формирование навыков и умений читать, применяя материалы интернет-ресурсов; совершенствование умений письменной речи; пополнение словарного запаса; формирование устойчивой мотивации к изучению немецкого языка. Интернет-ресурсы направлены на расширение кругозора и на поддержание контактов с зарубежными друзьями и родственниками.
Выделим ряд дидактических задач, которые решаются в процессе изучения немецкого языка с помощью интернет-ресурсов:
- формирование и совершенствование языковых навыков и умений в чтении, письме, говорении, аудировании;
- расширение активного и пассивного слoварного запаса;
- приобретение культурологических знаний;
- фoрмирование культуры общения;
- фoрмирование устойчивой мотивации познавательной деятельности;
- пoтребность в использовании немецкого языка для целей подлинного общения;
- фoрмирование навыков работы в группе.
С целью реализации описанных задач, находят применение следующие компьютерные программы:
- Microsоft Wоrd
- Microsоft Internet Explоrer
- Microsоft Pоwer Point
Коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иноязычной лексики обеспечивается применением презентаций. Познавательный аспект в работе над презентацией способствует созданию мотивации.
Считаю, что при работе над презентацией у учащихся развивается воображение, творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности.
Использование Micrоsoft Pоwer Pоint на уроках немецкого языка пробуждает стремление у учеников на создание презентаций. Создание презентаций является эффективным средством обучения.
Домашнее задание по изучению лексики ранее давалось в формате рефератов или сообщений по страноведческой тематике, однако исходя из опыта работы, учащиеся заинтересованы больше в создании электронной презентации. Ученикам предлагается тема и дается задание по созданию презентации не более 7-10 слайдов (обязательно с текстом-комментарием).
Производя работу над созданием презентации, ученики делают подборку явлений, событий, фактов, которые наиболее им интересны и, тем самым, расширяют словарный запас.
Презентации можно включить в ход урока (объяснение учителем нового лексического материала), представлять как визуальный ряд при проверке домашнего задания, что занимает очень мало времени.
Ученики, зная, что проделанная ими работа будет являться востребованной, будут более серьезно относиться к выполнению такого домашнего задания. Использование презентаций на уроке помогает учителю создавать для каждого ученика ситуацию успеха.
Интерактивные программы и игры, которыми располагают интернет-ресурсы, помогают создать реальные ситуации общения, снять психологические барьеры и повысить интерес к предмету.
Благодаря интернет-ресурсам, знакомство с культурным наследием немецкоязычных стран стало доступным: ученики и учителя получают доступ к иллюстративному материалу, который помогает в изучении лексики немецкого языка.
Интернет-ресурсы способствуют повышению познавательной активности и мотивации обучения, формирует навыки исследовательской деятельности и умений работать с информацией.
Особенности интернет-ресурсов для изучения лексики немецкого языка состоят в следующем:
- включение материалов интернет-ресурсов в содержание урока (интегрирование материалов интернет-ресурсов в программу обучения);
- самостоятельный поиск информации учениками в рамках работы над лексикой;
- повышение мотивации и создание потребностей в изучении немецкого языка через живое общение;
- совершенствование умений монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения материалов интернет-ресурсов.
- пополнение словарного запаса лексикой современного немецкого языка, который отражает этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества, используя аутентичные тексты из страны изучаемого языка;
- получение культуроведческих знаний, которые содержат в себе речевой этикет, особенности речевого поведения, культуры, традиций страны изучаемого языка.
Интернет-ресурсы помогают быть информации доступной. Сейчас имеется огромное количество интернет-страничек, содержащих информацию, необходимую для изучения лексики немецкого языка в начальных классах, электронных учебников, баз данных с тематическими текстами и упражнениями.
Интерес представляют материалы интернет-ресурсов при работе над текущей темой урока немецкого языка. Сайты, которые предлагаются для использования на уроках немецкого языка можно разделить на следующие группы:
- сайты для учащихся;
- сайты по страноведению (изучение лексики).
Основной характеристикой сайтов для детей является их дизайн: красочность, множество спецэффектов, анимации, видео.
Цель данных сайтов – вызвать интерес у ребёнка, включить его в познавательную деятельность, предоставить ему полезную информацию и привить необходимые навыки так, чтобы он в процессе обучения не потерял интерес к данному виду деятельности или информации:
www.kindernetz.de: стартовая страница содержит несколько текстов с иллюстрациями, с которыми можно поработать.
www.kindersache.de: стартовая страница, которая содержит маленькие статьи по различным темам: игры, поделки, юмор, общение, права ребёнка.
www.kidsweb.de: стартовая страница содержит интересные советы, фотографии и идеи для поделок по разным темам, маленькие кроссворды и викторины.
http://www.adaxas.net: информационный портал. Стартовая страница содержит ссылки на сайты и их описание по темам: компьютер, интересное для детей и подростков, здоровье, культура и искусство, спорт и экономика.
Для закрепления изученной лексики можно применять тесты, кроссворды или тексты с пропусками изучаемых слов. Такую возможность нам предлагает программа «Übungen selbstgemacht», которая предполагает быструю подготовку упражнений по работе с текстом. Данная программа позволяет загрузить необходимый текст и сделать из него такие упражнения, как текст с пропусками слов, поиск правильного названия для отдельных отрывков или расположение частей текста в нужном порядке.
В данное время интернет-ресурсы содержат огромное количество страноведческой информации:
http://www.dеrweg.org/,
http://bеstedeutschlehrerin.narod.ru/DeutschlandWebcam.htm,
http://www.klick-an.hagemann.de,
http://dеutsch.passivhaus-info.org,
http://www.franklang.ru посвящены Германии (культура, события и достопримечательности).
Учащимся могут быть предложены следующие задания для самостоятельной работы в сети Интернет:
- выполнение заданного объёма on-line упражнений (например, даётся ссылка на сайт http://www.ralf-kinas.de/ и предлагается выполнить конкретное упражнение по теме);
- поиск упражнений по теме занятия на заданном учителем сайте;
- обзор ресурсов упражнений по теме (можно и без ориентировки учителя).
Кроме того учащиеся самостоятельно или по заданию учителя могут:
- поработать с неадаптированными текстами по теме;
- самостоятельно составить текст с пропусками на сайте http://www.goethe.de/z/50/uebungen;
- подготовиться или самим подготовить задания для викторины;
- поработать над произношением (на таких сайтах, как http://www.franklang.ru, http://www.dw-world.dе, http://www.kaleidos.de,;
- улучшить свои знания по страноведению (например, ученикам начальных классов при прохождении темы «Федеральные земли Германии» предлагается поработать в сети Интернет с мозаиками):
- http://www.schulalltage.de/html/bundeslaender.html
- http://www.joeclever.de/kartenspiel2.html
- http://www.klickan.hagemann.de/Deutschland/bundeslaender/deutschland_puzzle и таким образом закрепить названия земель Германии и их столицы).
Я считаю, что использование интернет-ресурсов способствует качественному изучению лексики немецкого языка в начальных классах.
3. Результативность опыта
Диагностическим критерием оценки изучения лексики немецкого языка был выбран критерий успеваемости.
Первый блок исследования проводился в 2019/2020 году среди учащихся 3 класса.
Критерий успеваемости: средний балл отметки в 3 классе за III и IV четверти 2019/2020 учебного года до применения интернет-ресурсов составил 6,0 и 6,1 соответственно (наблюдается незначительная динамика) (приложение 1).
За I и II четверти 2020/2021 учебного года при применении интернет-ресурсов уже в 4 классе наблюдается положительная динамика среднего балла успеваемости учащихся (приложение 1).
Данные показатели свидетельствуют о том, что применение интернет-ресурсов на уроках немецкого языка позволило достичь положительных результатов (приложение 1.1.).
Опыт использования интернет-ресурсов на уроках немецкого языка представлялся на заседании школьного методического объединения учителей. Считаю, что он может быть полезен при разработке планов-конспектов уроков.
4. Заключение
Таким образом, интернет-ресурсы предоставляют много дополнительных возможностей для изучения лексики немецкого языка в начальных классах.
Для учащихся:
- работа с оригинальными текстами;
- интересные материалы;
- возможность самостоятельного поиска необходимой информации;
- возможность работы с аудио и видео материалами;
- возможность самостоятельного контроля своих знаний.
Для учителей:
- возможность поиска необходимой информации по любой теме;
- повышение заинтересованности учащихся в изучении немецкого языка;
- отработка лексики и грамматики;
- наглядность предлагаемого материала.
В современных условиях учитель немецкого языка должен уметь пользоваться не только традиционными учебными пособиями, но и информационно–коммуникативными технологиями. Всемирная сеть, интернет-ресурсы, электронные образовательные ресурсы могут стать хорошим подспорьем как учителю, так и ученику.
1. Богдан, Г.А. Фестиваль педагогических идей/сост. Г.А. Богдан, И.М. Полянская, И.В. Якименко. – Минск : Красико-Принт, 2014. – 128 с.
2. Галкина, Г.В. Играя, научим: пособие для учителей / Г.В. Галкина, Л.З. Полонецкая. – Минск : Белорус. Ассоц. «Конкурс», 2016. – 144 с.
3. Горлова, Н.А. Личностно-деятельностный метод обучения иностранным языкам дошкольников, младших школьников и подростков. Теоретические основы: учебное пособие. / Н.А. Горлова. – Москва : МГПУ, 2013. – 248 c.
4. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии-3 / Н.И. Запрудский. – Минск : Сэр-Вит, 2017. – 166 с.
5. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое пособие / С.С. Кашлев. – 2-е изд. – Минск : ТетраСимтемс, 2013. – 224 с.
6. Кукушин, B.C. Теория и методика обучения / B.C. Кукушин. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. – 474 с.
7. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. Пособие / Е.А. Маслыко [и др.]. – 9-е изд., стер. Минск : Высшая школа, 2014. – 522 с.
8. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. – 640 с.
9. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. / Г.К. Селевко. – Москва : Народное образование, 2018. – 256 с.
10. Стайнберг, Дж. 110 игр на уроках английского языка / Дж. Стайнберг; перев. с англ. – Москва : ООО «Издательство Астрель», 2016. – 124 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Показатель среднего балла учащихся
Порядковый номер учащегося |
2019/2020 учебный год (до применения интернет-ресурсов) |
2020/2021 учебный год, (с регулярным применением интернет-ресурсов) |
||
3 класс III четверть (отметка) |
3 класс IV четверть (отметка) |
4 класс I четверть (отметка) |
4 класс II четверть (отметка) |
|
1 |
5 |
5 |
6 |
6 |
2 |
9 |
9 |
9 |
9 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
6 |
6 |
6 |
7 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
6 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
4 |
4 |
4 |
5 |
8 |
7 |
7 |
7 |
8 |
9 |
7 |
7 |
7 |
7 |
10 |
6 |
6 |
6 |
7 |
11 |
8 |
8 |
9 |
9 |
Средний балл |
6,0 |
6,1 |
6,4 |
6,7 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.1.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
План-карта
урока немецкого языка в 4 классе
Общая тема: Распорядок дня
Тема урока: Что можно делать утром, после обеда, вечером?
Тип урока: урок овладения новыми знаниями и их комплексного применения.
Цель: развитие коммуникативной компетенции учащихся в процессе обучения иноязычному общению
Задачи:
Предполагается, что по окончании учебного занятия учащиеся:
будут знать о деятельности человека в разное время суток (5 реплик);
будут уметь строить простые распространенные повествовательные предложения; воспринимать и понимать иноязычную речь на слух, организовывать режим дня школьника
учебно-методическое обеспечение: раздаточный материал, кубик с названиями промежутков суток, аудиозапись, презентация, мультимедийная установка
Этапы урока |
Аспекты деятельности учителя и учащихся |
Примечания |
1. Организационный момент |
Создание рабочей обстановки на уроке и подготовка учащихся к общению |
Приветствие, рапорт дежурного |
2. Актуализация субъектного опыта |
Создание атмосферы иноязычного общения. Осмысление целей урока |
Die Bilder «Was machen die Kinder in der Schule?» |
3. Применение знаний и способов деятельности |
Создание условий для развития коммуникативной компетенции (презентация) |
1. Die Wiederholung der Worter mit Hilfe der Kartchen 2. Der Text «Was macht Anna jeden Tag?» |
4. Физкультминутка |
Снятие усталости и восстановление работоспособности учащихся |
Das Lied «Waschenlied» |
5. Коррекционно-обобщающий |
Создание условий для обобщения знаний по теме урока, для развития умений диалогической и монологической речи (использование интернет-ресурса (сайт crazyLink)) |
1. Was kann man am Vormittag, am Mittag, am Nachmittag, am Abend machen? 2. Wurfelspiel «Was machst du am…?» 3. Dialog. 4. Monolog «Was kann man rund um die Uhr machen?» |
6. Рефлексивно-оценочный |
Формирование у учащихся способности анализировать свою деятельность на уроке |
Закончить предложения: - Ich arbeite… . - Die Stunde war… . |
7. Информация о домашнем задании |
Объяснение порядка выполнения домашнего задания |