Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Конспект урока биологии в 7 классе по теме "Папоротники"

Дата: 16 декабря 2021 в 13:11, Обновлено 12 ноября 2024 в 13:48

Конспект урока биологии в 7 классе

Тема: Папоротники

Цель урока: организация деятельности учащихся по изучению особенно­стей строения, размножения и распространения папоротников.

Планируется, что к концу урока учащиеся:

- должны знать особенности распространения, строения, размножения и значение папоротников;

- должны уметь сравнивать папоротники и мхи, выделять сходства и их различия.

Задачи личностного развития: формирование ценностного отношения к окружающей природе, развитие умения устанавливать причинно-следственные связи.

Тип урока: урок объяснения нового материала

Оборудование: учебник, компьютер, живые и гербарные экземпляры рас­тений, презентация, раздаточный материал.

Этапы урока

I. Организационно-мотивационный этап

- Здравствуйте. Я рада вас видеть. И как сказал великий Альберт Энштейн: «Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы». Сегодня мы продолжим знакомиться с растениями. А с какими именно, вы узнаете, раз­гадав кроссворд, где ключевым словом и будет тема нашего урока.

п

л

а

у

н

с

ф

а

г

н

у

м

с

п

о

р

а

х

в

о

щ

к

о

р

е

н

ь

в

о

д

а

т

о

р

ф

р

а

с

т

е

н

и

я

л

и

с

т

к

о

р

о

б

ч

К

а

1.        Какое растение указано на слайде?

2.        Название мха

3.        Чем размножаются мхи?

4.        Какое растение указано на слайде?

5.        Этот орган отсутствует у мхов

6.        Условие необходимое для оплодотворения у мхов

7.        Что образует сфагнум?

8.        К этому царству относятся мхи, плауны, хвощи

9.        Этот орган есть у мхов, плаунов

10.      Где находятся споры у мхов?

II. Этап целеполагания

- Какое ключевое слово получилось? Объявление учащимися темы урока.

- Как вы думаете, что мы сегодня на уроке должны изучить (учащиеся формулируют цели и задачи урока). Я уверена, что концу урока вы узнаете об особенностях распространения, строения, размножения и значение папоротников  и сумеете назвать черты сходства и различия папорот­ников и мхов.

- А в какое время года больше всего растений? А знаете ли вы о летнем на­родном празднике Иван Купала? Что вы знаете об этом празднике? С каким растением связан этот праздник? (ответы учащихся)

Учитель по музыку рассказывает легенду: «С древних времен наш народ хранит память о летнем языческом празднике - дне Ивана Купалы. По поверью, в темную ночь, в канун праздника, цветет папоротник. Расцветает он будто бы ровно в полночь. Тому, кому посчастливится завладеть цветком папоротника, откроются любые клады, где бы они ни были спрятаны». 

 Проблемный вопрос урока:

- Правда ли, что в ночь на Ивана Купалу можно найти клад с помощью цветка папоротника? Попробуем научно в этом разобраться.

III. Этап изучения новых знаний и способов деятельности

- Прежде чем искать папоротник надо знать, что такое папоротник. Про­смотр слайда «Многообразие папоротников», рассказ учителя.

- А где же растут папоротники?

Учащиеся знакомятся с текстом учебника  и отвечают на вопрос.

- Каковы же особенности строения папоротников? Учащиеся смотрят видеофрагмент 2 раза, делаю необходи­мые заметки в тетрадь, и выполняют задания №2 используя ма­териал учебника, рисунок  и гербарий.

Задание № 2

1) Рассмотрите внешнее строение папоротника. Найдите корневище с от­ходящими корнями. Какие это корни?

2) Рассмотрите лист папоротника и опишите его строение. Как он называ­ется?

3) На нижней стороне листа папоротника найдите бурые бугорки со спо­рами. Как они называются? Каково значение спор в жизни папоротника?

По окончанию работы организуется беседа по вопросам:

- Какие органы имеют папоротники?

- Как называются листья папоротника?

- Покажите стебель папоротника.

- Где расположены споры? Назовите значение пор (размножение).

- Как же размножаются папоротники?

 Учащиеся читают текст учебника, изучают схему, выполняют задание «Восстанови текст» озвучивают анимацию. (на партах учащихся стоят компьютеры, учитель включает видеофрагмент без звука «Размножение папоротников»).

Задание № 3.  На … поверхности … в … находятся  спорангии, в которых образуются …. При вскрытии спорангия … высыпаются наружу и при … усло­виях… прорастает в…... На нем формируются …. В них образуются….. При наличии …. происходит оплодотворение, с образованием .., из которой разви­вается ....

- Как вы думаете, какое значение папоротников?

Учащиеся работают в паре с выданным текстом «Значение папоротников в природе и жизни человека» (раздаточный материал). Ответы учащихся отра­жаются на слайде.

- Скажите на все ли вопросы мы ответили? Всё ли вы уже знаете и умеете?

- Так верно ли предание о цветке папоротника и его чудодейственной силе? (ответы учащихся).

Физкультминутка

IV. Этап первичной проверки понимания изученного

Задание «Верно – неверно». Если верное утверждение учащиеся встают, если нет – сидят.

1.        Папоротники – споровые растения.

2.        Оплодотворение происходит без участия воды.

3.        Папоротники имеют придаточные корни.

4.        Папоротники образовали каменный уголь.

5.        В Гомельской области можно увидеть древовидные папоротники.

6.        Листья папоротника – вайи.

V. Этап закрепления изученного

- Так в чём же сходства и различия папоротников и мхов. Учащиеся заполняют сравнительную таблицу и де­лают вывод.

Ко­рень

Лист

Стебель

Размноже-

ние

Наличие воды

Расположение спор

Мхи

Папорот-

ники

 - Продолжите предложение мхи и папоротники схожи…..

- Отличаются …..

VI. Этап повторения изученного

Приём «Лови ошибку». Найдите в тексте ошибки.

Папоротники являются семенными растениями. Папоротники растут в ле­сах, на солнечных полянах. Жизненной формой папоротников являются кус­тарники. Листья папоротников называются корневище. У папоротников корни отсутствуют. Споры образуются в коробочке на ножке. Для оплодотворения папоротникам необходимы солнце и ветер. Примером водного папоротника яв­ляется щитовник мужской. Древние папоротники образовали залежи каменного угля.

VII.Этап контроля и самоконтроля

Тестовая работа с последующей взаимопроверкой по ключу.

VIII. Рефлексивный

Приём «Закончите фразу»

Мне было интересно

Мы сегодня разобрались

Я сегодня понял, что

Мне было трудно

IX. Информация о домашнем задании

Параграф 21, подготовить сообщение учащемуся, который плохо спра­вился с тестовым заданием.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.