Конспект урока биологии в 7 классе
Тема: Папоротники
Цель урока: организация деятельности учащихся по изучению особенностей строения, размножения и распространения папоротников.
Планируется, что к концу урока учащиеся:
- должны знать особенности распространения, строения, размножения и значение папоротников;
- должны уметь сравнивать папоротники и мхи, выделять сходства и их различия.
Задачи личностного развития: формирование ценностного отношения к окружающей природе, развитие умения устанавливать причинно-следственные связи.
Тип урока: урок объяснения нового материала
Оборудование: учебник, компьютер, живые и гербарные экземпляры растений, презентация, раздаточный материал.
Этапы урока
I. Организационно-мотивационный этап
- Здравствуйте. Я рада вас видеть. И как сказал великий Альберт Энштейн: «Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы». Сегодня мы продолжим знакомиться с растениями. А с какими именно, вы узнаете, разгадав кроссворд, где ключевым словом и будет тема нашего урока.
п |
л |
а |
у |
н |
||||||||||
с |
ф |
а |
г |
н |
у |
м |
||||||||
с |
п |
о |
р |
а |
||||||||||
х |
в |
о |
щ |
|||||||||||
к |
о |
р |
е |
н |
ь |
|||||||||
в |
о |
д |
а |
|||||||||||
т |
о |
р |
ф |
|||||||||||
р |
а |
с |
т |
е |
н |
и |
я |
|||||||
л |
и |
с |
т |
|||||||||||
к |
о |
р |
о |
б |
ч |
К |
а |
1. Какое растение указано на слайде?
2. Название мха
3. Чем размножаются мхи?
4. Какое растение указано на слайде?
5. Этот орган отсутствует у мхов
6. Условие необходимое для оплодотворения у мхов
7. Что образует сфагнум?
8. К этому царству относятся мхи, плауны, хвощи
9. Этот орган есть у мхов, плаунов
10. Где находятся споры у мхов?
II. Этап целеполагания
- Какое ключевое слово получилось? Объявление учащимися темы урока.
- Как вы думаете, что мы сегодня на уроке должны изучить (учащиеся формулируют цели и задачи урока). Я уверена, что концу урока вы узнаете об особенностях распространения, строения, размножения и значение папоротников и сумеете назвать черты сходства и различия папоротников и мхов.
- А в какое время года больше всего растений? А знаете ли вы о летнем народном празднике Иван Купала? Что вы знаете об этом празднике? С каким растением связан этот праздник? (ответы учащихся)
Учитель по музыку рассказывает легенду: «С древних времен наш народ хранит память о летнем языческом празднике - дне Ивана Купалы. По поверью, в темную ночь, в канун праздника, цветет папоротник. Расцветает он будто бы ровно в полночь. Тому, кому посчастливится завладеть цветком папоротника, откроются любые клады, где бы они ни были спрятаны».
Проблемный вопрос урока:
- Правда ли, что в ночь на Ивана Купалу можно найти клад с помощью цветка папоротника? Попробуем научно в этом разобраться.
III. Этап изучения новых знаний и способов деятельности
- Прежде чем искать папоротник надо знать, что такое папоротник. Просмотр слайда «Многообразие папоротников», рассказ учителя.
- А где же растут папоротники?
Учащиеся знакомятся с текстом учебника и отвечают на вопрос.
- Каковы же особенности строения папоротников? Учащиеся смотрят видеофрагмент 2 раза, делаю необходимые заметки в тетрадь, и выполняют задания №2 используя материал учебника, рисунок и гербарий.
Задание № 2
1) Рассмотрите внешнее строение папоротника. Найдите корневище с отходящими корнями. Какие это корни?
2) Рассмотрите лист папоротника и опишите его строение. Как он называется?
3) На нижней стороне листа папоротника найдите бурые бугорки со спорами. Как они называются? Каково значение спор в жизни папоротника?
По окончанию работы организуется беседа по вопросам:
- Какие органы имеют папоротники?
- Как называются листья папоротника?
- Покажите стебель папоротника.
- Где расположены споры? Назовите значение пор (размножение).
- Как же размножаются папоротники?
Учащиеся читают текст учебника, изучают схему, выполняют задание «Восстанови текст» озвучивают анимацию. (на партах учащихся стоят компьютеры, учитель включает видеофрагмент без звука «Размножение папоротников»).
Задание № 3. На … поверхности … в … находятся спорангии, в которых образуются …. При вскрытии спорангия … высыпаются наружу и при … условиях… прорастает в…... На нем формируются …. В них образуются….. При наличии …. происходит оплодотворение, с образованием .., из которой развивается ....
- Как вы думаете, какое значение папоротников?
Учащиеся работают в паре с выданным текстом «Значение папоротников в природе и жизни человека» (раздаточный материал). Ответы учащихся отражаются на слайде.
- Скажите на все ли вопросы мы ответили? Всё ли вы уже знаете и умеете?
- Так верно ли предание о цветке папоротника и его чудодейственной силе? (ответы учащихся).
Физкультминутка
IV. Этап первичной проверки понимания изученного
Задание «Верно – неверно». Если верное утверждение учащиеся встают, если нет – сидят.
1. Папоротники – споровые растения.
2. Оплодотворение происходит без участия воды.
3. Папоротники имеют придаточные корни.
4. Папоротники образовали каменный уголь.
5. В Гомельской области можно увидеть древовидные папоротники.
6. Листья папоротника – вайи.
V. Этап закрепления изученного
- Так в чём же сходства и различия папоротников и мхов. Учащиеся заполняют сравнительную таблицу и делают вывод.
Корень |
Лист |
Стебель |
Размноже- ние |
Наличие воды |
Расположение спор |
|
Мхи |
||||||
Папорот- ники |
- Продолжите предложение мхи и папоротники схожи…..
- Отличаются …..
VI. Этап повторения изученного
Приём «Лови ошибку». Найдите в тексте ошибки.
Папоротники являются семенными растениями. Папоротники растут в лесах, на солнечных полянах. Жизненной формой папоротников являются кустарники. Листья папоротников называются корневище. У папоротников корни отсутствуют. Споры образуются в коробочке на ножке. Для оплодотворения папоротникам необходимы солнце и ветер. Примером водного папоротника является щитовник мужской. Древние папоротники образовали залежи каменного угля.
VII.Этап контроля и самоконтроля
Тестовая работа с последующей взаимопроверкой по ключу.
VIII. Рефлексивный
Приём «Закончите фразу»
Мне было интересно
Мы сегодня разобрались
Я сегодня понял, что
Мне было трудно
IX. Информация о домашнем задании
Параграф 21, подготовить сообщение учащемуся, который плохо справился с тестовым заданием.