Рекомендации по составлению психолого-педагогической характеристики
на ребенка к ПМПК
1. Ф.И.О. ребенка, дата рождения, домашний адрес.
2. Дошкольный, школьный анамнез: образовательное учреждение, группа, класс, как давно ребенок посещает учреждение образования (особенно для тех, кто только пришел из другого учреждения образования, или переехал из другого населенного пункта). Как проходил у ребенка период адаптации к учреждению образования.
3. Образовательный маршрут (в какой группе или классе воспитывается и обучается в настоящее время, получение коррекционно-педагогической и психологической помощи, обучался или обучается по программе специального образования, был ли переведен на программу более высокого (низкого) уровня обучения).
4. Социальный статус семьи: многодетная, полная, неполная, опекунская, благополучная или нет. Семейно-бытовые условия, в которых воспитывается ребенок. Характер взаимоотношений в семье, отношения к ребенку. Случаи приверженности одного или обоих родителей к алкоголю, наркотикам.
5. Физическое развитие: общая характеристика физического развития (соответствует или не соответствует возрастной норме, выше или ниже нормы), отклонения в физическом развитии (если есть – какие).
Характеристика основных видов деятельности и усвоения программного материала
1. Общая осведомленность: общие представления и запас сведений об окружающем мире: знания о себе и своей семье (знание своего имени, фамилии, возраста, родственные связи, имен родственников), адреса, даты своего рождения, номера телефона; пространственные и временные представления.
Пример: Запас сведений об окружающем значительно ниже возрастной нормы; знает имя, не знает фамилию, возраст. (Не) ориентируется в частях собственного тела, (не) определяет положение предметов относительно себя, относительно друг друга. Плохо ориентируется на местности. Времена года путает; по картинкам не смог установить последовательность времён года. Характерные признаки времён года, приметы их определяет с опорой на наводящие вопросы или иллюстративный материал. Не знает количества и названия дней недели. Плохо знает названия месяцев года, количество, последовательность.
2. Игровая деятельность. Характер игровой деятельности как показатель уровня психического развития, а именно: игровая активность; играет ребенок один или в группе; инициативность в организации игры; игровые интересы и их характер; характер замысла (сюжета) игры; осмысление моделируемой действительности; характер игровых действий, их адекватность или неадекватность; характер функций замещения (особенности использования предметов-заместителей и принятия на себя роли); отношение к игрушке, адекватность ее использования. А так же личностные проявления в процессе игровой деятельности: потребность в сверстнике как партнере в игре; лидирующее или подчиненное положение в игре; конфликтность (причины возникновения конфликтных ситуаций); характер реакций на успешность (неуспешность) в игровой деятельности.
3. Индивидуальные особенности:
А) Эмоционально-волевая сфера. Преобладающее настроение ребёнка. Наличие аффективных вспышек. Способность к волевому усилию, внушаемость, проявление негативизма. Критичность, самокритика, уровень притязаний, самооценка.
Пример: Обычно пребывает в хорошем или подавленном настроении. Реакции могут быть неадекватные факту (за нечаянную обиду может ударить). На замечания реагирует болезненно, замыкается. Крайне болезненно реагирует на критику.
Б) Коммуникативная сфера: потребность ребенка в социальных контактах со сверстниками; развитие коммуникативных и организационных умений.
Пример характеристики коммуникативной сферы:
- контактирует со всеми детьми
- дружелюбен
- замкнут, необщителен
- отказывается от контакта с детьми (идти в паре и т. п.)
- навыки межличностного общения со сверстниками отсутствуют
- умеет устанавливать дружеские контакты
- готовность к коллективным формам деятельности
- внимательное, чуткое отношение к окружающим, способность к сопереживанию, эмпатии
- проявление жестокости по отношению к товарищам, младшим, слабым, животным
В) Личностные особенности
Пример характеристики личностной сферы:
- агрессивен (кричит, угрожает), дерется, кусается, оскорбляет детей
- не адекватно реагирует на неудачи, на критику, замечания или наказания
- не мотивированное упрямство
- жестокость
- стремление к одиночеству
- нервозность
- непостоянство настроения, поведения
- возбужденность
- эмоциональная чувствительность
- уравновешенность
- импульсивность, слабая волевая регуляция поведения
- расторможенность - заторможенность
- тревожность
- робость
- резкая, грубая форма неприятия любых педагогических воздействий, замечаний, порицаний;
- неприятие педагогических воздействий в форме пассивного сопротивления, игнорирования, упрямства
- частые конфликты с педагогами
Г) Соблюдение правил поведения в детском саду, в школе, в общественных местах; взаимоотношения в коллективе, отношения с детьми; дружба с детьми, (младшими, старшими).
Д) Взаимоотношения со сверстниками: пользуется авторитетом или нет, пользуется ли симпатией большинства сверстников, вызывает ли у них антипатию; стиль отношений – спокойно-доброжелательный, агрессивный, заискивающий, неустойчивый, неопределенный, меняется в зависимости от ситуации.
4. Образовательная деятельность: проявляет ли интерес к занятиям или учебным предметам (ко всем в одинаковой степени, выделяет отдельные образовательные области и предметы, не проявляет выраженного интереса ни к одному), каковы особенности выполнения образовательной деятельности (активность на занятиях или уроках, организованность, старательность, в какой мере владеет основными навыками образовательной или учебной деятельности), уровень самостоятельности образовательной или учебной деятельности, характеристика трудностей, самоконтроль.
5. Учебные навыки: (Не) сформированы учебные навыки в соответствии с программными требованиями (конкретно описать трудности по усвоению учебных предметов, обязательно приложить ксерокопии самостоятельных письменных работ).
Пример: Не усваивает учебный материал за ….. класс по математике (перечислить). Решает примеры в пределах 10-ти с опорой на наглядность. Задачи самостоятельно не решает. Чтение слоговое. Не может выделить главную мысль прочитанного произведения. Списывает с печатного текста с ошибками. Под диктовку не пишет. Пишет с большим количеством ошибок (описать характер ошибок).
6. Особенности поведения: понимание требований педагога; выполнение требований педагогов, взрослых; поведение в учебной, в игровой, в трудовой деятельности, как ведет себя или работает в группе, в классе.
Пример: Безучастен к тому, что делается в группе, классе. Плохо слушает. На вопросы не отвечает, реакции не адекватны факту. На занятиях, уроке внимателен, стремиться работать наравне с группой, классом, но при ответах отвечает не то, что требуется. Импульсивен, болезненно реагирует на замечания и т.д.
7. Работоспособность: как работает, заинтересован ли работой; целенаправленность, доводит ли до конца начатое дело; устойчив в работе, либо легко отвлекается; как проявляется усталость, утомляемость в работе; наблюдается ли резкое колебание работоспособности.
Пример: Крайне рассеян, работает лишь 15-20 минут в начале занятия, урока, затем становится безучастным.
8. Особенности познавательной деятельности, речи, мышления.
А) Речевое развитие: понимание речи, связанная речь, словарный запас (не стоит очень подробно описывать речевую часть, особенности звукопроизношения и т.д. То есть, все то, что уже отображено в речевой карте).
Пример: Словарный запас ниже возрастной нормы. В речи мало прилагательных, наречий. Фраза распространённая с незначительными аграмматизмами. Звукопроизношение нарушено (подробности к речевой карте). Пересказывает знакомую сказку самостоятельно, без наглядности.
Б) Зрительное восприятие. Знание цвета, формы, величины, ориентировки во времени и в пространстве.
Пример: Знает, различает основные цвета, оттенки, 4 геометрические фигуры, временные и пространственные представления требуют закрепления. Пространственная ориентировка нарушена. Не понимает смысла предлогов: над, под, перед, за. С трудом определяет: правое, левое.
В) Внимание. Длительность активного внимания; стойкость, переключаемость.
Пример: Внимание неустойчивое. Объём мал. Медленно переключается с одного вида деятельности на другой; постоянно внимание соскальзывает на предыдущий вид деятельности.
Г) Память. Состояние зрительной и слуховой памяти; механическая память; ассоциативная память.
Пример: Снижены все виды памяти. Плохо удерживает в памяти фразу из восьми-десяти слов («В саду за высоким забором растут большие яблоки») При воспроизведении допускает ошибки. Не использует специальные приёмы запоминания. Из девяти предъявленных фигур воспроизводит пять. Преобладает механическая память.
Д) Мышление. Способность обобщать, классифицировать предметы по особому признаку, исключение лишнего, составление рассказа по серии сюжетных картинок, по прочитанной книге, по увиденному фильму; понимание главной мысли рассказа и т.д.
Пример: Плохо или недостаточно сформированы обобщающие понятия. Загадки отгадывает с трудом. По серии сюжетных картинок рассказ составляет с трудом; чаще всего только название предметов или перечисление действий. При сравнении двух предметов определяет внешние различия.
9. Основные трудности и причины отставания.
Пример: Программу дошкольного образования или учебный материал 1-го класса не усвоил.
10. Дата
11. Подписи (с расшифровкой и занимаемая должность).
12. С характеристикой ознакомлен (подпись законного представителя).