В настоящее время проблема торговли людьми, к сожалению, продолжает оставаться актуальной для Республики Беларусь, как и для всего мирового сообщества.
Беларусь является преимущественно страной происхождения “живого товара”. В целях сексуальной эксплуатации трафикеры переправляют людей, в основном, в страны Евросоюза, на Ближний Восток и в некоторые регионы Российской Федерации, а для трудовой эксплуатации – как правило, в Россию.
Учитывая актуальность проблемы торговли людьми, Республика Беларусь в 2003 году ратифицировала Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и дополняющие ее протоколы. Кроме того, Беларусь является участником всех универсальных конвенций ООН в области борьбы с торговлей людьми.
За короткий срок в стране выполнен значительный объем работы по совершенствованию и приведению к международным стандартам национального законодательства.
В марте 2005 года принят Декрет Президента, который урегулировал ключевые позиции в таких сферах, как трудоустройство и обучение граждан за границей, международное усыновление, деятельность брачных, модельных и туристических агентств. В августе 2005 года издан Указ Президента, которым регламентируется понятие “жертва торговли людьми” и определяются меры по защите и реабилитации жертв трафикинга.
Уголовный кодекс Беларуси в 2005 и 2008 годах внесены изменения и дополнения. В настоящее время в республике действуют 6 составов преступлений, криминализирующих торговлю людьми и связанные с ней деяния (максимальное наказание – лишение свободы сроком до 15 лет с конфискацией имущества). Вот эти статьи:
- Статья 171 “Использование занятия проституцией или создание условий для занятия проституцией”,
- Статья 171 “Вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией”,
- Статья 181 “Торговля людьми”,
- Статья 181 “Использование рабского труда”,
- Статья 182 “Похищение человека” (если действия совершаются в целях эксплуатации людей),
- Статья 187 “Незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей (если эти действия привели к эксплуатации человека за рубежом)”.
В отдельную группу вынесены преступления, связанные с порнографией, в том числе детской. Наказание за детскую порнографию – лишение свободы сроком до 13-ти лет с конфискацией имущества.
Своеобразным итогом законодательной деятельности в данной сфере стало принятие в январе 2012 года Закона Республики Беларусь “О противодействии торговле людьми”, который был разработан по инициативе МВД и обобщил все нормативные акты республики в данной сфере. При подготовке закона учитывалась наработанная положительная практика, тенденции развития преступности и международный опыт борьбы с торговлей людьми.
Кроме того, законодательно получило закрепление понятие “порнографические материалы или предметы порнографического характера с изображением несовершеннолетнего”. Данное обстоятельство позволит акцентировать усилия правоохранительных органов на борьбе с изготовлением и распространением детской порнографии.
В Беларуси в противодействии торговле людьми задействованы государственные органы, средства массовой информации, международные организации и общественные объединения.
В Академии МВД Республики Беларусь с 2005 года для правоохранительных органов осуществляется подготовка специалистов по противодействию торговле людьми.
Ежегодно на сайте МВД Беларуси в сети Интернет (www.mvd.gov.by) размещается информационно-аналитический обзор принимаемых в республике мер по борьбе с торговлей людьми, а также национальное и международное законодательство, статистическая и другая полезная информация.
- Механизм оказания помощи жертвам торговли людьми закреплен на законодательном уровне. Для реабилитации жертв торговли людьми предусмотрены следующие виды безвозмездной государственной помощи:предоставление временных мест пребывания, в том числе спальных мест и питания;
- правовая помощь, в том числе бесплатная юридическая помощь, предоставляемая коллегиями адвокатов;
- медицинская помощь;
- психологическая помощь;
- установление семей несовершеннолетних жертв торговли людьми либо устройство их на воспитание в другие семьи или в детские интернатные учреждения;
- содействие в трудоустройстве на постоянную работу.
Кроме того, в рамках уголовного процесса по решению суда жертва получает компенсацию от трафикера за причиненный преступлением ущерб (процедура гражданского иска).
Осознавая, что в одиночку с проблемой торговли людьми не справиться, Беларусь активно выступает с предложениями по борьбе с современным рабством на международной арене.
Государственными органами Беларуси налажено сотрудничество с такими международными организациями, как Программа развития ООН, Международная организация по миграции, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Детский Фонд ООН и другими.
Успешное противодействие торговле людьми также строится на взаимодействии правоохранительных структур стран происхождения, транзита и назначения. Министерством внутренних дел Беларуси налажены прямые контакты с правоохранительными органами стран Евросоюза, Ближнего Востока и Содружества Независимых Государств. С некоторыми странами у Беларуси есть международные соглашения исключительно по противодействию торговле людьми, например с Турецкой Республикой. Это существенно повышает уровень работы правоохранительных органов.
Основными формами трафикинга в Беларуси являются торговля людьми с целью сексуальной или трудовой эксплуатации. Кроме того, выявляются единичные случаи торговли людьми с целью изъятия органов для трансплантации. Также можно произвести разделение на торговлю людьми, связанную с вывозом потерпевших за рубеж и внутри государства.
В Беларуси основным источником информации о фактах торговли людьми являются сведения, полученные в ходе оперативно-розыскной деятельности.
В настоящее время правоохранительные органы республики, в основном, устанавливают жертв, подвергшихся эксплуатации 3–5 лет назад. Действия современных трафикеров мы пресекаем при попытке вывоза людей из страны, а затем уже проверяем их на причастность к преступлениям прошлых лет.
Наряду с пресечением межгосударственного трафикинга, правоохранительные органы Беларуси отслеживают ситуацию внутри страны, ликвидируя преступные группы сутенеров.
В настоящее время тревогу вызывает тенденция перестройки деятельности торговцев людьми, а также лиц, контролирующих деятельность проституток, в ходе которой применяются все более изощренные и глубоко законспирированные схемы с четким разделением ролей и обязанностей. Преступные деяния становятся все более латентными, их выявление, предотвращение и расследование постоянно усложняется.
Получили распространение схемы контроля проституток с использованием сети Интернет и электронных денег. В итоге, нередки случаи, когда от получения оперативной информации до задержания преступников с поличным и привлечения к уголовной ответственности уходит несколько месяцев кропотливой работы.
Реалиями современности становится факт приезда в Беларусь иностранных граждан с целью “секс-туризма”.
Наблюдаемая в последнее время общемировая тенденция развития проблемы детской порнографии не обошла стороной и Республику Беларусь, хотя и не получила в нашей стране широкого распространения.
Предвидя возможность роста в Беларуси преступлений, связанных с распространением детской порнографии, в том числе в сети Интернет, МВД инициировало введение в Уголовный кодекс Республики Беларусь самостоятельного состава преступления, предусматривающего ответственность за детскую порнографию.
Принятые в Беларуси меры позволили существенно снизить факты торговли людьми. Вместе с тем, использование занятия проституцией ещё остаётся на довольно высоком уровне.
Таким образом, проблема торговли людьми в Республике Беларусь решается комплексно и всесторонне. Созданный механизм противодействия “современному рабству” работает эффективно и позволяет обеспечивать безопасность населения страны. Однако совершенство не знает предела. Мы открыты для сотрудничества, рады перенимать положительный опыт зарубежных коллег и делиться своим.