Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования графических символов звуков

Дата: 7 декабря 2021 в 09:33, Обновлено 12 ноября 2024 в 13:47

1.1. Название темы опыта

Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования графических символов звуков.

1.2. Актуальность опыта

В последнее время в школах увеличилось количество детей, испытывающих трудности в овладении навыками чтения и письма. Значительную часть из них составляют дети, у которых было общее недоразвитие речи в дошкольном возрасте. Детям оказывалась необходимая логопедическая помощь, однако традиционные методы и приёмы работы для них оказывались недостаточно эффективными. У этих детей было недостаточно исправлены нарушения фонематического восприятия. Эти дети оказывались в зоне риска по возникновению у них дислексии и дисграфии. Столкнувшись с такой проблемой, начала искать более эффективные средства, облегчающие процесс формирования фонематического восприятия до нужного уровня. Учитывая то, что у детей старшего дошкольного возраста мышление наглядно-образное, убедилась в необходимости использования наглядности. Ведь наглядный материал помогает детям представить абстрактные понятия. Так стала использовать в своей работе графические символы звуков.

1.3. Цель опыта

Повышение эффективности коррекционной работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с помощью использования графических символов звуков.

1.4. Задачи опыта

1. Выявить особенности развития фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста на основе диагностического анализа.

2. Изучить научно-методическую литературу по формированию фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.

3. Разработать и апробировать систему упражнений, направленных на развитие фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи с использованием графических символов звуков.

4. Проанализировать результативность и оценить эффективность использования системы упражнений с использованием графических символов звуков по формированию фонематического восприятия.

1.5. Длительность работы над опытом

Продолжительность работы по данной теме составила три года.

2016/2017 учебный год – изучение методической литературы, подбор графических символов для обозначения звуков.

2017/2018 учебный год – систематизация материала по темам, использование на занятиях графических символов звуков.

2018/2019 учебный год – выявление результативности, обработка полученных результатов, проведение открытых коррекционных занятий.

2.Описание технологии опыта

2.1. Ведущая идея опыта

Использование графических символов звуков способствует формированию фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи.

2.2. Описание сути опыта

Долгое время работая с детьми с общим недоразвитием речи, сделала вывод, что в процессе обучения у детей вызывает трудности развитие фонематического восприятия.

В частности, Щерба Н.В.отмечала: «Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова не подбирают картинки в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове. Задания на самостоятельный подбор слов на заданный звук не выполняют или выполняют со значительными трудностями»

[7, с.3]. То есть, они не могли овладеть фонематическим анализом и синтезом, просто произнося звуки вслух за взрослым. Тогда я обратилась к работам Ткаченко Т.А., Щерба Н.В., которые рекомендовали использовать графические символы звуков при работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

        Детям понятна только простая символика, потому авторы предложили символы, которые легко запоминаются и быстро ассоциируются со звуками русского языка. Гласные звуки соотносятся с положением губ при произнесении, а согласные – с образом предмета, способного издавать похожий звук. Цвет символов – общепринятый: гласные обозначены красным цветом, твёрдые согласные – синим, а мягкие обозначены зелёным.

Использование графических символов звуков помогает детям с ОНР дифференцировать звуки, также моделирует чтение.

Таким образом, развивая фонематическое восприятие детей с ОНР с помощью зрительных символов, мы создаём базу, на которой происходит дальнейшее формирование звукового анализа и синтеза.

С целью определения уровня развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития) провела диагностическое обследование.

Диагностика очень важна для определения планирования коррекционной работы. Чем раньше начнётся коррекция, тем успешнее она пройдёт, без появления у этих детей нарушений чтения и письма.

Для диагностики апробировала наборы методик следующих авторов: Баль Н.Н., В.В. Коноваленко и С.В. Коноваленко, Ткаченко Т.А. [2,4,5]. Критерии оценки разработала свои, одинаковые для всех заданий (Приложение 1).

Результаты диагностики отразила в таблице «Выявление уровня развития фонематического восприятия у детей с ОНР» (Приложение 2).

          При обследовании выяснилось, что дети допускают ошибки при воспроизведении ряда слогов и слов, затрудняются при выделении звуков из слов, путаются при подборе картинок с определённым звуком. Эти ошибки связаны с недостаточным уровнем развития фонематического восприятия.

Анализ полученных данных показал, что у детей низкий и средний уровень развития восприятия (Приложение 3).

Изучив методическую литературу, в своей работе я стала использовать методику Филичевой Т.Б., которая рекомендуют развивать фонематическое восприятие с первых занятий в игровой форме. Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы Филичева Т.Б. условно разделила на шесть этапов:

«1 этап ― узнавание неречевых звуков.

2 этап ― различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

3 этап ― различение слов, близких по звуковому составу.

4 этап ― дифференциация фонем.

5 этап ― дифференциация слогов.

6 этап ― развитие навыков элементарного звукового анализа» [6, с. 50].

        На начальном этапе закрепляем умение воспринимать на слух неречевые звуки. На данном этапе уже начинала использовать графические символы: барабан, дудочка, гармошка и т. д. Далее упражнения для различение высоты, силы, тембра голоса. Проводила игры «Эхо», «Далеко-близко», «Кто в домике живёт?», «Лесенка». Затем учились различать слова, близкие по звуковому составу, используя рисунки.

На следующем этапе проводила работу непосредственно с речевыми звуками с опорой на графические символы. Каждый звук обозначался своим символом: со звуком [а] соотносился большой красный кружок, со звуком [о] – овал, звук [у] – маленький кружок и т.д. Затем применяла упражнения на выработку умения находить звук в ряду гласных, выделять первый гласный звук в словах, анализировать звуковой ряд из двух-трёх гласных, придумывать слова на заданный звук, выделять последний гласный звук, определять наличие звука в слове. Использовала следующие игры: «Самый внимательный», «Кукла плачет», «Сосчитай, сколько», «Подбрось мяч на гласный» (Приложение 5).

Далее перешли к согласным звукам. Также каждому согласному звуку соответствовал определённый символ. Например, звук [з] обозначен графическим изображением комара, а звук [з’] – маленького комарика, звуку [р] соответствует рисунок тигра, а звуку [р’] – тигрёнка, звук [х] –рисунок хомяка, а звук [х’] – маленького хомячка и т.д. На рисунках твёрдые звуки обознались синим цветом, а мягкие – зелёным, это способствовало тому, что дети быстро научились дифференцировать твёрдые и мягкие согласные. Когда дети научились определят наличие звука в слове, перешли к определению его места в слове. Использовали изображение ёжика, который идёт по картонной дорожке и несёт на спинке символ звука. Если звук слышится в начале слова, то ёжик остаётся в начале дорожки, если звук слышится в середине слова, то ёжик «доходит» до середины дорожки и останавливается там.

Так как у детей с ОНР часто нарушена общая моторика, то при изучении звука ещё использовала комплекс упражнений «Звуки с движением». Выработка чётких движений, синхронизация движения с речью, запоминание последовательности движений – всё это способствовало коррекции моторного развития детей. Например, при изучении звука [т] ребёнок кулачком руки стучит по кулачку другой и одновременно произносит звук [т]. Для изображения звука [д] ребёнок одной рукой изображает дерево, а другой – клюв дятла. «Клювом» ребёнок стучит по «дереву», произнося звук [д].

На данном этапе дети учились также составлять и читать обратные и прямые слоги, используя символы звуков. Например, упражнение «Горка». Вначале длительно произносим гласный звук, затем быстро добавляем согласный: а-а-а-м, о-о-о-м, у-у-у-м. Затем наоборот: ребёнок длительно произносит согласный звук, «съезжая» с горки, а затем быстро добавляет гласный, к которому он «приехал»: с-с-с-а, р-р-р-а, м-м-м-а, х-х-х-а. Отрабатывая слияние звуков, дети усваивают принцип чтения. Ведь именно слияние звуков представляет большую сложность при обучении ребёнка чтению.

Особую сложность вызывает у детей и дифференциация и звонких и глухих согласных. Для дифференциации звуков использую обозначение «колокольчик» –звонкий звук, «наушники» – глухой звук. Сравниваем звуки тактильно. Если горлышко дрожит – значит звук звонкий, а если горлышко молчит – значит глухой. Использую два изображения домиков: один с колокольчиком, а другой с наушниками. Детям предлагаю разложить символы звуков по домикам.

Много времени уделяла работе над дифференциацией слогов. Использовала упражнения с рядом прямых и обратных слогов с общим согласным, общим гласным. Особое внимание уделяла запоминанию слоговых рядов. Слоги произносились с разной интонацией и силой голоса, с выделением ударного слога.

При проведении звукового анализа и синтеза слов использую карточки с нарисованным предметом и схемой звукового состава слова. Проговаривая слово, ребёнок последовательно выделяет звуки. Выделив первый звук, ребёнок ставит фишку в первую клетку, затем выделяет второй звук и обозначает его следующей фишкой и т.д. Так слово превращается в ряд фишек. Через некоторое время убиралась схема слова. Ребёнок должен был самостоятельно проговорить слово и составить его схему. Затем переходили к прошёптыванию и пересчёте звуков на пальцах. Это нужно затем, чтобы дети научились устанавливать порядок звуков в слове в умственном плане. Также дети составляли слова с помощью символов звуков и прочитывали их.

      Таким образом, использование графических символов звуков ускоряет и облегчает усвоение и запоминание материала, способствует формированию фонематического восприятия.

2.3. Результативность и эффективность опыта

С целью проверки эффективности проведённой коррекционной работы по формированию фонематического восприятия у детей с ОНР провела повторное обследование. Задания были те же, но с другим словесным материалом. Анализ результатов обследования показал, что произошла положительная динамика в развитии фонематического восприятия, что некоторые из детей перешли на более высокий уровень развития фонематического восприятия (Приложение 4). Дети научились определять наличие или отсутствие звука в слове, различать на слух твёрдые и мягкие звуки, подбирать слова на заданный звук, составлять слова из звуков, сливать звуки в слоги. Но не все дети смогли правильно произнести цепочки слогов и определить последовательность и количество звуков в словах. Поэтому будем продолжать работу по формированию фонематического восприятия и дальше.

3.Заключение

Данный положительный опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи позволил сделать вывод о том, что использование графических символов звуков способствует развитию фонематических процессов, подготовке дошкольников к обучению грамоте и письму. Ведь слияние звуков с помощью символов ―это моделирование чтения в занимательном, игровом варианте.

Графические символы звуков также использовала воспитатель старшей группы на занятиях по обучению грамоте. С применением символов дети учились делать анализ и синтез простых слогов и слов.

Применение символов гласных и согласных звуков позволяет добиться положительных результатов не только у детей с ОНР, но и у детей с задержкой психического развития.

          Потому в дальнейшем планирую продолжить работу по развитию фонематического восприятия с детьми с общим недоразвитием речи с использованием графических символов звуков.

 

Список литературы

1. Образовательные стандарты дошкольного образования/ Минск: Министерство образования Республики Беларусь, 2013. – 29 с.

 2. Баль, Н. Н.Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи: учеб.- метод. пособие для учителей-дефектологов дошк. учреждений/ Н. Н. Баль, Н.В. Дроздова.- Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010. – 152 с.

3. Волкова. Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи: вопросы дифференциальной диагностики/ Г.А.Волкова. – СПб., 2003. – 144 с.

4. Коноваленко, В. В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М.: Гном-Пресс, 2000.

5.Ткаченко, Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте / Т.А.Ткаченко. – М.: Гном-Пресс, 2004. – 48 с.

6. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: Айрис-Пресс, 2004. — 224 с.

7. Щерба, Н.В. Формирование произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: пособие для педагогов учреждений, реализующих программу специального образования на уровне дошкольного образования / Н.В.Щерба; под ред. Н.Н. Баль. – Мозырь: Белый Ветер, 2014. – 131[1]с.: ил.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.